Пленарное заседание
15.11.2022
Я.Е. Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР
В первом чтении данный законопроект представлял замминистра труда, и присутствовала Татьяна Алексеевна Голикова, недавно по данной инициативе высказался президент. Комитетом совместно с правительством серьёзно был доработан текст ко второму чтению, поэтому я хотел бы подчеркнуть некоторые ключевые вещи, учитывая, что данная инициатива касается порядка 10 миллионов наших граждан и что вопросы, связанные с пособиями на детей, часто задают на встречах с избирателями.
Концептуально практически всё, что было в первом чтении, сохраняется. Конструкция ко второму чтению серьёзно изменена. От понятия "универсальное пособие" было принято решение отойти, это такое бытовое название; просто "пособие гражданам, имеющим детей" — так будет называться это пособие. При этом те принципы, которые были предложены и которые сегодня регулируются разными нормативными правовыми актами, сохраняются.
Были учтены замечания, которые высказывали и комитет по труду, и комитет по делам семьи относительно женщин, которые не работают, то есть не застрахованы. По версии первого чтения они теряли возможность получать пособия, находясь в положении, ухаживая за детьми. Теперь же это устраняется, у неработающей женщины, незастрахованной, будет возможность выбрать либо пособие, как сегодня она получает (порядка 7 тысяч рублей), если она не работает, либо пособие на ребёнка (там дифференцированный подход — от 0,5 прожиточного минимума до 1 прожиточного минимума). Все правоотношения, которые действуют до 1 января 2023 года, сохраняются. При этом гражданам предоставляется право выбора: либо сохранить имеющиеся возможности по ещё действующему сегодня законодательству, либо воспользоваться уже новыми предложениями, которые содержатся в данном тексте проекта закона. Ну, я напомню, что это касается семей, имеющих детей в возрасте до 17 лет. Женщина имеет право получать — в случае соответствия критериям нуждаемости — соответствующие выплаты на ребёнка начиная с внутриутробного состояния до рождения ребёнка, соответственно, после рождения ребёнка до 17 лет также имеет возможность получать пособие. Универсальные подходы, универсальные критерии и дифференцированный подход при назначении — от 0,5 прожиточного минимума до 1 прожиточного минимума.
Что касается беременных женщин, я ещё раз подчёркиваю, что это улучшает сегодняшнее положение, так как у беременных женщин возникает возможность получать повышенное пособие по сравнению с тем, которое она получает сегодня.
Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. Поступили поправки, которые распределены по двум таблицам. Просим поправки из таблицы поправок № 1 поддержать, из таблицы поправок № 2 — отклонить и поддержать текст во втором чтении.